Учеба позади — работа впереди
Сменить студенческую аудиторию на рабочий кабинет — это лишь первый шаг. Гораздо сложнее перестроить график дня и научиться жить по-новому. К чему, собственно говоря, 16 тысяч белорусских выпускников вузов уже привыкают. Мы пообщались с молодыми специалистами, чтобы узнать, как проходит их адаптация и с какими трудностями они сталкиваются в работе.

Филипп Мисиюк, стажер младшего научного сотрудника.
Cначала точность — потом скорость
После окончания учебы в университете молодые специалисты имеют право на отпуск в 31 день. Ангелина Пухальская решила не использовать возможность для отдыха, а сразу приступила к работе. После окончания БГУ по специальности «геоинформационные системы» девушка тут же окунулась в работу в Минском городском агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру.

Ангелина Пухальская.
Ангелина — инженер в области технической инвентаризации. Она занимается сбором и последующей обработкой данных о недвижимом имуществе на основе его обследования. Обычный день молодой специалистки начинается с проверки заказов: если на сегодня они есть, она готовится к выезду. На месте девушка проводит измерения, проверяет документы, фиксирует состояние объектов, после чего возвращается в офис для обработки данных.
Ангелина заранее нашла место для отработки, прошла производственную практику еще в университете, успела ознакомиться с программой предприятия. Поэтому первый рабочий месяц она воспринимала не как вхождение в неизвестность, а как логичное продолжение пути.

С самого начала Ангелине был назначен наставник — сотрудник отдела, с которым ей необходимо работать на протяжении трех месяцев стажировки. Они выезжали вместе: сначала молодой инженер наблюдала за процессом, затем стала действовать параллельно. Так путем проб и ошибок, сравнения итогов своей работы и результатов более опытных коллег Ангелина стала выезжать с клиентами самостоятельно.
Сложности в начале пути у молодых специалистов неизбежны:
— Самое тяжелое — принимать то, что не все дается сразу, всему свое время, — признается Ангелина. — Сравниваю себя с более опытными коллегами и вижу, что могу быть немного рассеянной и медленно выполняю задачи. Но я каждый день работаю, чтобы исключить такие моменты.
На объектах отбрасываю свои переживания и формулирую мысли по четкому плану, собирая необходимые данные. А что касается скорости, то уверена, что сейчас важнее научиться все делать верно, без ошибок, а ритм постепенно наладится.
Наука требует терпения и команды
Филипп Мисиюк окончил физический факультет БГУ по специальности «ядерная физика и технологии». Учеба заняла пять с половиной лет, и в феврале этого года он приступил к обязательной отработке. Но знакомство с нынешним местом работы началось раньше — на третьем курсе Филипп пришел в Институт ядерных проблем БГУ для написания курсовой работы.
— Когда поступал на ядерную физику, планировал работать на атомной станции. Но на первых курсах понял, что мне хорошо дается математика, поэтому задумался о работе в науке
— и попробовал, когда появилась возможность, на третьем курсе. За мной сразу закрепили наставника. Мы вместе занимались исследованием по жидким кристаллам в терагерцевом диапазоне частот. Последние несколько лет изучаю электромагнитные свойства полимерных материалов на основе углеродных нанотрубок. Первый день отработки ничем не отличался от обычного рабочего дня, — улыбается Филипп. — Я просто подписал бумаги и продолжил работать, как делал это уже несколько лет.

Филипп Мисиюк.
Постепенное вхождение в профессию позволило ему безболезненно перейти от студенческой практики к полноценной работе.
Сегодня молодой специалист трудится в лаборатории наноэлектромагнетизма и занимается исследованиями углеродных наноструктур — графена, фуллеренов, нанотрубок и других перспективных материалов. Рабочий день Филиппа состоит из планирования эксперимента и подготовки образцов, работы на приборах, обработки полученных данных и построения графиков. После измерений начинается самое сложное — обоснование полученных результатов. Необходимо перечитать много литературы на английском языке, чтобы понять, откуда появился тот или иной пик на графике, а результат оформить в статьи и отчеты для публикаций в научных журналах. Последнее, кстати, стало для ученого большим испытанием. Молодой специалист еще со школы не любит писать тексты, а на работе это одна из его основных задач:
— Изложение проделанного — значительная часть работы. Как только получил результат, его необходимо зафиксировать, подробно расписать и обосновать. Для меня это самое сложное.
Важным стимулом к развитию, признается собеседник, является не только интерес к исследованиям, но и чувство команды.
Труд в науке связан с кропотливой и иногда уединенной деятельностью, но все результаты требуют внешней проверки, обсуждения и критики. Научный руководитель направляет и корректирует, коллеги помогают с методиками, а партнеры по проектам из России и других стран вносят свои альтернативные интерпретации. Эта постоянная обратная связь и совместный разбор ошибок сокращают путь от зарождения идеи до получения результатов и делают работу объективной, живой и интересной.
Моя миссия — помощь детям
В нынешнем году Мария Крисенкова окончила Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка по специальности «социальная психология и педагогическая помощь». Уже два месяца девушка работает педагогом-психологом детского сада № 37 Борисова. Для нее это не просто место распределения, а возможность реализовать себя и применить знания на практике.
— Педагог-психолог — проводник в жизни ребенка, который идет рядом и помогает ему правильно сформироваться как личности, — говорит Мария.
Ее работа включает не только занятия с детьми, но и постоянное взаимодействие с педагогами и родителями. Ведь лишь сообща с другими взрослыми можно помочь ребенку справиться с первыми трудностями и сделать шаг к самостоятельности.

Первый рабочий день Мария вспоминает с теплом. Коллектив встретил ее доброжелательно, помог освоиться. Важную роль сыграла и поддержка наставника — опытного педагога-психолога, которая всегда рядом и готова ответить на любые вопросы.
Даже за такой небольшой срок девушка заметила разницу в работе с детьми в теории и на практике.
— К каждому ребенку нужно найти подход. С родителями — поговорить, объяснить многие вещи. Для меня самое интересное во взаимодействии с двумя мирами, — делится собеседница.
Мария с интересом наблюдает за тем, как по мере роста у малышей формируются чувства и поведение, и старается помочь родителям лучше их понимать. Недавно она впервые выступала на родительском собрании и рассказывала о кризисе трех лет.
Есть, по ее словам, и свои трудности. Приходится вести большой объем документации: планы, отчеты, журналы. Мария признается, что уже слышала об этом в университете, но в жизни все сложнее, и иногда бумаги отнимают много времени. Тем не менее молодой специалист старается сохранять баланс — ведь именно работа с детьми дарит ей радость и вдохновение.